Йога: первые шаги
Глеб Мазаев, преподаватель йоги и практик буддизма, считает, что на современных классах у инструктора почти не остается времени, чтобы обсудить с учениками разные аспекты практики, подробно ответить на их вопросы. Поэтому наше третье интервью посвящено первым шагам и конкретным рекомендациям для новичков в йоге, а также для тех, кто интересуется буддизмом.

Краткое содержание предыдущей серии: ты убедил меня, обывателя, что можно постепенно избавиться от разных омрачающих сознание привязанностей, и твоя формулировка на тему «что такое духовной рост» выглядит безопасно и достаточно мотивирующе. С чего же начать? Йога, буддизм…за что хвататься?

— Ситуация такая, что ты находишься в Праге, я нахожусь в Тюмени, мы ездим по миру, люди читают это интервью в разных странах. И советовать «в общем» очень сложно. Даже Будда, видя, кто к нему пришел, давал разные наставления, исходя из личных особенностей человека. Глубже или не так глубоко… Поэтому сказать, что есть какой-то один единственно верный путь будет не совсем правильно.
Есть базовые принципы духовного развития, мы все их знаем плюс-минус, они изложены очень похожим образом в разных религиях и мировоззренческих системах. И дальше уже человек, исходя из того, насколько глубоко он хочет в это погружаться, сам выбирает. На начальном этапе имеет смысл почитать разные книги по йоге, по буддизму. Однако настоящее духовное развитие может быть только в контакте с мастером, необходимо, чтобы хоть часть какого-то времени происходило общение вживую, ну а потом уже, например, через интернет.



— Наивный вопрос, но он многих тревожит: как найти живых людей, мастеров, которые наставят на путь? В йога-студиях их искать, брать индивидуальные занятия или обращаться в буддийскую общину в своем городе?

— Мы сейчас всё немного в один коктейль мешаем, да? Давай я сделаю одно важное уточнение касательно себя. Асаны из хатха-йоги нужны для первичного успокоения ума, подготовки дыхательной и нервной системы. Но вот дальше уже, если говорить о жизненной философии, о следующем уровне практики, то мне, например, не индуизм близок, а буддизм. Поэтому к хатха-йоге я отношусь, как к техникам подготовительным, а как техники непосредственно духовного развития использую буддийские методы.
Теперь отвечая на твой вопрос. Нужно понять, что человеку на данный момент актуально, в каком он состоянии находится. Если «просто интересно» и хочется познакомиться с традициями Востока — то да, хатха-йога или другие направления йогической, условно говоря, гимнастики. Это все распространено у нас, можно найти какую-то йога-студию, походить на классы, позаниматься и получить первое представление о многообразных глубоких традициях, но в такой западной обертке. На мой взгляд, обязательно нужно походить к разным преподавателям! Ошибка, которую часто делают новички, попадая к учителю, который чем-то понравился, — они зацикливаются только на нем, считая, что тот всё знает. Но при этом новичок сам имеет очень поверхностное представление о йоге и не может объективно оценивать, насколько компетентен учитель. Поэтому я бы рекомендовал потратить время, походить к разным людям. Посмотрите, как преподаватель говорит, как он себя ведет, как он выглядит. Ведь это прописная истина: он будет вас вести к тому, к чему он сам сейчас пришел. Если вы не хотите быть похожим на него, то, наверное, стоит искать другого человека. При этом не имеет смысла кого-то критиковать, безусловно, мы об этом еще в первом интервью говорили. Бывает, преподаватель сам очень глубоко практикует, но новичка до определенного момента так глубоко не погружает. И всё равно нужно смотреть на учителя, попробовать в его группе позаниматься, по возможности, брать и индивидуальные занятия. А дальше уже ориентироваться на то направление, которое вам больше подходит и интересно: тело прокачать или больше дыхательными практиками заниматься или медитативными…



— Кстати, есть ли правила, сколько нужно заниматься асанами, прежде чем переходить к дыхательным техникам — пранаямам? И сколько пранаямами перед тем, как начать практиковать медитации?

— Критерии индивидуальны, потому и важен личный контакт с преподавателем — он, видя человека, общаясь с ним, может сказать, что пора переходить к следующим техникам или еще рано. Хотя тут нужно понимать: а сам преподаватель этими техниками обладает или нет?
Конечно, все люди разные. Может быть, человек всю жизнь занимался спортом, следил за своим питанием, у него от природы нет каких-то сильных закрепощений. Он пришел, позанимался асанами полгодика и уже сидит комфортно в позах для медитации. Кишечник чистый, дыхательная система развита. Значит, ему уже можно потихоньку давать пранаямы.
А вот когда человеку 40-50 лет, он не занимался спортом, всю жизнь пил и курил, ел не пойми что…ему полгода будет явно недостаточно, чтобы подготовиться к серьезным дыхательным упражнениям. Нужно нормально проработать тело, почиститься внутренне (в системе хатха-йоги есть техники для очищения внутренних органов), скорректировать питание, подготовить межреберные мышцы для пранаям. Ну и конечно, как-то решить вопрос с курением. В его случае, в среднем, чтобы начать заниматься пранаямой, нужно будет от полугода до 3 лет регулярных занятий.
Другая крайность, когда люди по 10 лет занимаются только асанами: «мы готовим свое тело к пранаяме, мы готовим свое тело к медитации»… Ребята, ну, 10 лет! Это огромный срок. Может, конечно, если человек начинал совсем больным, тогда да…
Но, опять же, если говорить о каких-то буддийских техниках, то, в принципе, они не требуют специальной физической подготовки, скажем, человек просто сидит на стуле и делает свою практику. Не обязательно, кстати, речь идет о созерцательной медитации — бывают техники, когда целенаправленно о чем-то думаешь, берешь какую-то идею и о ней размышляешь.
Или Випассана — медитация, которая изначально пришла из Буддизма Тхеравады и распространена сейчас в западном мире. Ты же ее проходила, там не нужна никакая подготовка в виде асан или пранаям. Но моё субъективное мнение — человеку, который вообще никогда никаким спортом не занимался, будет очень тяжело сидеть без движения по 10 часов в день, будут болеть колени, спина… Они в любом случае будут болеть, но вопрос, насколько сильно? Если тело совсем не подготовлено, можно после этих 10 дней ретрита выйти с какими-то травмами, разболтанными коленными суставами или еще что-то. Исходя из этих физиологических соображений, я бы посоветовал все-таки позаниматься хатха-йогой вначале.



— Хорошо, роль асан в теме духовного развития мы вроде прояснили. А как насчет пранаям?

— Я сам занимаюсь дыхательными техниками, но не очень глубоко. Чтобы практиковать буддизм, чаще всего не требуется дополнительная подготовка в виде пранаямы. Но если человек собирается идти строго путем «асаны — пранаямы — медитация», то продолжительность каждого этапа будет зависеть не только от его физического уровня, как я уже сказал, но и от традиции, в которой он собирается практиковать. Поэтому уже не я буду отвечать на этот вопрос, а тот учитель, которого человек на первом этапе выберет и который будет его вести. В традиции хатха-йоги есть разные подходы. Есть подходы, когда через пранаяму первично успокаивают ум, а потом медитируют. Есть техники, когда пранаяма сама по себе является медитацией.



— Когда человек уже начинает практиковать медитацию в большей степени, целесообразно ли ему сокращать количество асан? Происходит ли это в твоей собственной практике?

— Это зависит от того, сколько времени есть на практику. Допустим, человек тратил на начальном этапе полтора часа в день на асаны, а пранаямой и медитацией не занимался вообще. Постепенно он переходит к этим техникам, и это уже, например, 75 минут асан и 15 минут пранаямы/медитации. Уровень физической подготовки растет, тело становится более крепким, значит, можно постепенно уменьшать количество времени на физическую практику, но делать ее в более интенсивной версии. Обычно для опытных йогов в подготовительных асанах уже нет смысла, можно сразу делать более сложные. И в результате человек может выйти на то, что его практика асан составляет, условно, 20-40 минут в день, а остальное время он тратит на какие-то более глубокие техники.
Если говорить обо мне лично, то раньше я занимался асанами 1,5-2 часа в день, сейчас занимаюсь 5-6 дней в неделю по 20-40 минут. Но у меня довольно интенсивная практика: начинаю сразу с выхода в стойку на руках, затем делаю шпагаты… Поэтому тело даже за 20 минут неплохо прорабатывается и дальше я уже могу сосредоточить свое внимание на чем-то другом. Как можно больше времени стараюсь тратить на медитации и изучение книг.



— Какие книги ты бы порекомендовал начинающим?

— По йоге — «Как работает йога», автор Геше Майкл Роуч. Книжка интересна тем, что написана, так сказать, западным буддистом. Геше — это звание профессора буддийской философии в традиции Гелуг (направление тибетского буддизма XIV века). В книге нет ни одного санскритского термина, она написана очень простым языком. В ней нет практических рекомендаций, но чтобы вдохновиться, чтобы что-то первично понять про йогу, она достаточно хороша.
Из более прикладной литературы мне нравится книга Дешикачара, сына Шри Кришнамачарьи, «Сердце Йоги».
Отличные книги у Свами Шивананды, у Свами Сатьянанды Сарасвати.
Это всё признанные мастера хатха-йоги, которые, одновременно, будут понятны западному читателю и когда они пишут про практику асан, и когда пишут про философию.
Если говорить о книгах по буддизму, то сначала надо сказать, что, по большому счету, существует две основных традиции — Тхеравада и Махаяна. Внутри Махаяны сформировалась третья традиция — Ваджраяна. И хотя я сам делаю практики, формально относящиеся к Ваджраяне, но всё-таки не принимал на себя обеты этой традиции, так что мои комментарии и рекомендации будут исходить из моего понимания буддизма в целом и Махаяны в частности. По Тхераваде ничего не могу порекомендовать или прокомментировать, потому что не имею опыта общения с мастерами этого направления.
Так вот, книги. Например, текст «37 практик бодхисаттвы», написанный в XIV веке. Там есть конкретные приемы, как работать со своим гневом, например. К нему существует современный комментарий Далай-ламы и Гарчена Ринпоче, всё можно найти на русском языке.
Другое очень хорошее произведение — Патрул Ринпоче, «Слова моего несравненного Учителя», единственное, я бы порекомендовал читать ее не целиком, а только первую часть. Потому что вторая и третья уже для людей, которые имеют буддийские посвящения и что-то конкретное практикуют, а вот первую часть можно прочитать как раз для общего ознакомления и понимания, что же такое буддизм.
Из художественной литературы — «Цвет Азии», роман о жизни Будды, дает общее понимание некоторых моментов этой философии.
Вообще, книги учителей XX и XXI веков читать можно и нужно, но я лично отношусь к ним с некоторой долей настороженности — то, что в них пишут, порой заставляет усомниться в реальной осведомленности автора. Поэтому мой личный совет такой. Несмотря на то, что книги древних Учителей могут составлять определенную трудность для понимания по сравнению с современными, написанными на более доступном языке, но все-таки неслучайно труды признанных мастеров прошли через века, неслучайно сохранились. Это не значит, что все тексты древности безупречны, но большинство — очень достойные. И их обязательно надо читать тем, кто хочет по-настоящему разобраться в теме.